Выпуск №6. Декабрь 2007

31 декабря. С наступающам Новым Годом!

Всех интересующихся и увлекающихся, зимующих и вахтующих, собирающих и коллекционирующих, тех , кто в морях, на станциях и вообще на севере, юге, или просто дома где угодно - С Наступающим Новым Годом!

И пусть сбываются желания и планы, исполняется задуманное и запланированное и вообще все будет - хорошо!

С Новым Годом!

23 декабря. Антарктическая станция «Беллинсгаузен»

Для зимовщиков станции «Беллинсгаузен» подготовлены конверты, сопроводительные штемпеля и юбилейный штемпель к 40-летию открытия станции.

Открытию первой островной советской научной станции предшествовала большая работа по выбору места для ее создания, отвечающего всем необходимым требованиям. Были изучены советские, американские и английские лоции, навигационные карты района северо-западной части Антарктического полуострова; сделано краткое описание 32 географических пунктов заданного района, среди них для обследования выбрано девять.


Наиболее удачным местом для строительства станции оказалась юго-западная часть о-ва Ватерлоо (Кинг-Джордж) — полуостров Файлдс. Здесь имелась свободная ото льда и удобная для выгрузки судов бухта; береговая терраса, лишенная покровного оледенения и позволявшая разместить большое количество станционных сооружений; достаточные запасы пресной воды.

31 января 1968 г. началась выгрузка д⁄э «Обь» и строительство станции, которое осуществлялось силами коллектива новой станции, личного состава Новолазаревской, экипажа д/э «Обь» и сезонного состава 13-й Советской Антарктической Экспедиции. Выгрузка проводилась с помощью 50-тонного понтона, буксируемого к берегу судовыми спасательными вельботами.

В первую очередь были выгружены наземные транспортные средства: трактор-болотоход, трактор с бульдозером, автокран, вездеход ГАЗ-47, двое саней с цистернами; затем строительные материалы, щиты сборных домиков, антенно-мачтовый комплекс, ГСМ в бочках. Строительство станции началось с возведения наиболее важных объектов, обеспечивающих научные наблюдения: метеоплощадки, домика для метеокабинета, электростанции, радиостанции, антенно-мачтовых сооружений.

22 февраля 1968 г. над станцией был поднят Государственный флаг СССР. На зимовку осталось 11 человек во главе с А.Б.Будрецким.

13 декабря. "Исправленному верить" (с)

Незначительные изменения в архиве новостей.

Рисунки некоторых штемпелей и конвертов к 20-летию ГОА "Мир", "75 лет Мурманскому Гидрометеологическому Центру", а также "Биполярные орнитологические исследования" заменены на окончательные варианты.

13 декабря. «75 лет Национальной транспортной магистрали Севморпуть»

В продолжение темы 75 летнего юбилея планомерного освоения Северного Морского Пути.

Немаркированная карточка АНО «ПолюсМедия» и издательство «Географ», подготовленные для специального гашения в Москве и Мурманске, а также готовившийся ранее сопроводительный штемпель («polarpost.ru»).

Как обычно - подписчики получат материалы прямой рассылкой адресатам с мест проведения специального гашения, а все остальные желающие позднее смогут приобрести прошедшие почту письма через наш "Стол Заказов".

Любые вопросы, связанные с юбилейными гашениями можно задать и обсудить на нашем форуме.

9 декабря. Биполярные работы по программе МПГ 2007-2008.

Подготовлены сопроводительные штемпеля для исследователей по программе МПГ 2007-2008 «Оценка состояния популяций ключевых видов морских птиц высокоширотных полярных регионов» и руководителя группы Марии Гаврило.

Наземные наблюдения с базированием на стационаре являются биполярной программой и проводятся на архипелаге Земля Франца-Иосифа, Северной Земле и в районе станции Мирный в Антарктиде.

Высадка на Землю Франца-Иосифа группы орнитологов, работающих по совместному российско-норвежскому проекту, была одним из важных эпизодов состоявшейся летом российской полярной экспедиции «Арктика-2007». Их целью было изучение популяции редкой белой чайки, гнездящейся только на самых северных арктических островах. В последние годы ее численность стала быстро сокращаться предположительно из-за потепления арктического климата. Этот вид можно назвать индикатором состояния арктических экосистем в целом. По имеющимся данным эти птицы встречаются в районах, где какие-то формы льда и сильно зависят от этих биотоков.

"... Сигналы тревоги поступили из Канады, канадские ученые заявляют о 80% снижении численности в канадской Арктике этого вида всего лишь за 20 лет. И мировая общественность орнитологическая сильно обеспокоилась и выяснилось, что данных о состоянии популяции в других странах, о местах гнездования практически нет. Специальные исследования на территории российской Арктики проводились более 10 лет назад, в том числе участниками нашего отряда. Андрей Волков, член нашей экспедиции, он проводил исследования в 90 годах многолетние на островах Карского моря. После этого там из орнитологов никто практически не бывал. И в других странах этот вид тоже не был объектом специального исследования исключительно в силу того, что очень труднодоступные места гнездования." (из интервью с Марией Гаврило на "Радио Свобода")

На штемпеле: средний поморник (родственник чаек), птица очень примечательна - гнездится широко в арктических тундрах, а на зиму летит через моря-океаны в Южное полушарие и там мотается всю нашу зиму, в Южном океане и прилежащих акваториях Тихого и Атлантического. Несколько лет назад поморник был зарегистрирован на станции Мирный, это была первая в истории встреча данного вида непосредственно в Антарктиде.

ссылки по теме:

• «Первые под полюсом» (экспедиция "Акртика-2007"): http://www.ogoniok.com/5008/24/
• «Белые чайки как барометр глобального потепления» - интерьвью с М.Гаврило на "Радио Свобода": http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/10/24/20071024181904727.html
• «Белая чайка. Интервью с орнитологом Марией Гаврило»: http://www.mvk.ru/about/project/north/07/list_118.shtm
• «Список птиц и млекопитающих побережий Антарктиды», составитель - М.Гаврило, ААНИИ: http://www.zin.ru/projects/ecoant/antdiv2.htm

9 декабря. «Художественные маркированные конверты СССР 1953-1959 г.»

В раздел "Коллекция" помещен справочник по художественным маркированным конвертам (ХМК) СССР с 1953 по 1959 г.

8 декабря. «75 лет Главному Управлению Севморпути»

17 декабря отмечается 75-летие создания Главного Управления Севморпути и начало планомерного освоения и развития этой национальной транспортной магистрали.

Северный морской путь (историческое название - Северо-восточный проход) - главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км, или 3023,76 морских миль. Основные порты, расположенные вдоль Севморпути, - Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения. Продолжительность навигации - 2–4 месяца (на отдельных участках дольше с помощью ледоколов).

Северо-восточный проход впервые пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878–1879 гг. шведской экспедицией Нильса Адольфа Эрика Норденшельда. Впервые за одну навигацию Северный морской путь пройден в 1932 г. советской экспедицией на ледокольном пароходе "Сибиряков", под научным руководством Отто Юльевича Шмидта (капитан - В.Воронин.)

Весной 1920 г. при Сибирском ревкоме в Омске был создан Комитет СМП с основной задачей организации транспортировки грузов в Архангельск и другие российские порты через арктические устья рек. Эти «карские экспедиции» позволили оперативно перебросить запасы сибирского хлеба в голодающие регионы Советской России. В 1928 г. на базе Комитета было основано Северо-Сибирское Государственное АО промышленности и торговли «Ковсевморпуть», подчинявшееся Наркомату торговли. Затем его ждало преобразование во всесоюзное объединение с центральным руководством в Москве. 17 декабря 1932 г., после удачного похода ледокольного парохода «Сибиряков», при Совнаркоме было создано Главное управление Севморпути, завершившее долгий процесс оформления «полярного» ведомства.

Со временем, Главсевморпуть превратился в круглогодичную территориально-комплексную и транспортно-промышленную, торговую и научно-проектную организацию, действовавшую на огромной территории (1/3 СССР) и включавшую до 25 направлений деятельности — от морского транспорта до культурных баз и факторий. В настоящее время объединение Севморпуть представляет только транспортный комплекс, его администрация осуществляет государственный надзор за рациональным использованием морской ледовой трассы и организацию арктического судоходства.

В дни юбилея, 17-19 декабря 2007г. состоятся специальные гашения в Москве и Мурманске.

6 декабря. Пополнение библиотеки: Иван Глушанков, «Навстречу неизведанному»

Благодаря Александру Стеблеву из Петрозаводска, нашедшему время оцифровать и откорректировать издание 1983 года, теперь на нашем сайте вы можете ознакомится с этой книгой, уже ставшей букинистической редкостью.

Аннотация издательства: Автор книги уже более 10 лет ведет архивные изыскания, связанные с Великой Северной экспедицией 1733-1743 гг. За это время им опубликован ряд статей и материалов, глубоко и серьезно освещающих эту волнующую страницу истории русских исследований в Арктике и русского флота. Книга посвящена подвигу одного из отрядов Великой Северной экспедиции, исследовавшего полуостров Таймыр. Впервые так полно рассказывается о руководителях отряда - В. Прончнщеве, С. Челюскине, X. Лаптеве. Основываясь на многочисленных документах, автор повествует о том, как были обследованы и нанесены на карту тысячи километров Таймырского пообережья.

«.... Биографические сведения даже о главных действующих лицах Второй Камчатской экспедиции Беринга еще очень отрывочны и неполны. Биографии некоторых ее участников, помещенные в этой книге, в некоторой степени восполняют этот пробел и раскрывают новые неизвестные страницы истории этой экспедиции.
Много еще „белых пятен" в истории Великой Северной экспедиции. Мало, очень мало знаем мы о ее героях. Если об офицерах экспедиции остались какие-то сведения в их родословных, послужных формулярах, деловой переписке, наконец на географической карте, то где отыскать имена многого множества рядовых служителей — матросов, солдат, каюров, промысловиков (по тем временам — промышленников), которые отдали свои жизни ради великой славы своего народа, своей Родины?
Теперь, когда установлены подробные биографии Прончищева, Челюскина, Харитона и Дмитрия Лаптевых и других участников экспедиции, не вошедших в эту книгу - Муравьева, Малыгина, Елагина, Великопольского, Скобельцына, Свистунова, Кошелева, Минина, Чихачева, Щербинина и Чаплина, можно подумать о том, чтобы полнее отразить деятельность славных земляков, вписавших яркую страницу в историю географических исследований нашей Родины....»

Перейти к книге.

5 декабря. Пополнения «Стола заказов»

Произведено обширное пополнение в столе заказов, более 100 позиций (номера в каталоге ## 550-669):

#550-555 КПД "РУССКИЕ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ"
#556-557 КПД "100 ЛЕТИЕ ПОДВОДНЫХ СИЛ ВМФ РОССИИ"
#558-561 КПД "100 ЛЕТИЕ ПОДВОДНЫХ СИЛ ВМФ РОССИИ" СЕВЕРОМОРСК
#562-565 КПД "100 ЛЕТИЕ ПОДВОДНЫХ СИЛ ВМФ РОССИИ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
#566-571 КПД "ПОЛЯРНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
#572 КПД "ИССЛЕДОВАНИЕ АНТАРКТИДЫ" 
#573 КПД "300 ЛЕТ БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ" 
#574 КПД "100-ЛЕТИЕ ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ПОРТ-АРТУРА" 
#575 КПД "150 ЛЕТ СИНОПСКОМУ СРАЖЕНИЮ" 
#576 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.Т. КРЕНКЕЛЯ"
#577 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.Т. КРЕНКЕЛЯ
#578 КПД "РЕСПУБЛИКА КОМИ" 
#579 КПД "ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА WCCC 2003" 
#580 КПД "50 ЛЕТ ВСЕМИРНОЙ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" 
#581 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П. АЛЕКСАНДРОВА"
#582 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. КУРЧАТОВУ"
#583 КПД "300 ЛЕТ МОРСКОЙ ПЕХОТЕ РОССИИ"
#584 КПД "300 ЛЕТ АДМИРАЛТЕЙСКИМ ВЕРФЯМ"
#585 КПД "300 ЛЕТ КРОНШТАДТУ"
#586 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.Б. ХАРИТОНА"
#587 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. ЧКАЛОВА"
#588 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. ЧКАЛОВА"
#589 КПД "300 ЛЕТ ВОЕННО-МОРСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ"
#590 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.С. НАХИМОВА". МОСКВА
#591 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.С. НАХИМОВА". САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
#592 КПД "100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.С. НАХИМОВА". (МАЛЫЙ ЛИСТ) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
#593 КПД "МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ"
#594-597 КПД "ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ"
#598 КПД "75 ЛЕТ ТРЕСТУ "АРКТИКУГОЛЬ"
#599 КПД "КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ БАРКА "КРУЗЕНШТЕРН"
#600 КПД "ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ"
#601 КПД "ГОНКИ НА ОЛЕНЬИХ УПРЯЖКАХ"
#602 КПД "ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ОЗОНОВОГО СЛОЯ"
#603-605 КПД "МАЯКИ БАРЕНЦЕВА И БЕЛОГО МОРЕЙ" 2005
#606-608 КПД "МАЯКИ БАРЕНЦЕВА И БЕЛОГО МОРЕЙ" 2006
#609 КПД "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ ГОД 2007-2008"
#610 90 ЛЕТ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ "МУРМАНСК"
#611 ЛЕДОКОЛ "ВЛАДИМИР ИГНАТЮК". 65 ЛЕТ МУРМАНСКОМУ МОРСКОМУ ПАРОХОДСТВУ
#612 ЛЕДОКОЛ "ВЛАДИМИР ИГНАТЮК". С НОВЫМ ГОДОМ 2006
#613 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН СОРОКИН". МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
#614 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#615 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#616 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#617 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#618 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#619 100 ЛЕТ ПОСТРОЙКИ И ПЛАВАНИЮ В АРКТИКУ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕДОКОЛА "ЕРМАК"
#621 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН СОРОКИН". ЕКСПЕДИЦИЯ "LAPEX-95"
#622 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
#623 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". ЗЕМЛЯ ФРАНЦА ИОСИФА 2004 
#624 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". АНТАРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 2001-2002
#625 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". АНТАРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 2001-2002
#626 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". АНТАРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 2001-2002
#627 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН ДРАНИЦЫН". АНТАРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 2001-2002
#629 КРУГОСВЕТНОЕ АНТАРКТИЧЕСКОЕ ПЛАВАНИЕ ЯХТЫ "АПОСТОЛ АНДРЕЙ"
#630 КРУГОСВЕТНОЕ АНТАРКТИЧЕСКОЕ ПЛАВАНИЕ ЯХТЫ "АПОСТОЛ АНДРЕЙ"
#631 МАЯКИ БАРЕНЦЕВА И БЕЛОГО МОРЕЙ. АРХАНГЕЛЬСК
#632 ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА. МАЯК "СВЯТОНОСКИЙ"
#633 45-Я ГОДОВЩИНА ПОЛЕТА Ю.А.ГАГРИНА. МУЗЕЙ ВВС СЕВЕРНОГО ФЛОТА
#634 ЛЕДОКОЛ "КАПИТАН СОРОКИН". МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
#635 ШПИЦБЕРГЕН. РУДНИК "БАРЕНЦБУРГ"
#636 ШПИЦБЕРГЕН. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ "БАРЕНЦБУРГ"
#637 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#638 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#639 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#640 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 (ОБРАТНАЯ СТОРОНА №639)
#641 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992. СЕРТИФИКАТ №639
#642 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#643 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#644 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 (ОБРАТНАЯ СТОРОНА №643)
#645 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 
#646 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 (ОБРАТНАЯ СТОРОНА №645)
#647 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 
#648 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 (ОБРАТНАЯ СТОРОНА №647)
#649 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 
#650 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1998
#651 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ". "2 ГОДА В АРКТИКЕ"
#652 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ". "10 ЛЕТ В АРКТИКЕ"
#653 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#654 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#655 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#656 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО
#657 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#658 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991 (ОБРАТНАЯ СТОРОНА №657)
#659 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#660 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#661 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992
#662 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ". СМЕНА ПОЧТОВЫХ ШТЕМПЕЛЕЙ
#663 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" ВЕРТОЛЕТНАЯ ПОЧТА
#664 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" ВЕРТОЛЕТНАЯ ПОЧТА
#665 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" 60 ЛЕТ СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
#666 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 
#667 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1992 
#668 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
#669 АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" АРКТИЧЕСКИЙ КРУИЗ 1991
Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.