Выпуск №4. 30 августа 2007

Обсуждение этого выпуска на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=39

Продолжается экспедиция «Арктика-2007» ход которой можно опять же отслеживать на нашем форуме по материалам новостных сайтов благодаря padsee, а через «Стол Заказов» - получить первые почтовые материалы  благодаря «Военной Разведке»

То, что погружения аппаратов «Мир» на Северном полюсе была акция более политическая, нежели научно-экспериментальная – секретом ни для кого не является. Давно уже велись разговоры, что «все плохо и солнце тухнет», «Россия уходит из Арктики» и т.д. А тут вдруг – пришли, погрузились, флаг установили. Можно конечно же сказать, что "все это фигня и ценности не представляет" – только ведь Арктика уже давно не исключительно научно-исследовательский регион, а арена жарких политических баталий. И резонанс то в мире надо заметить последовал приличный. В США в очередной раз призвали «не допустить» и «пресечь попытки». Канада – вообще чуть ли не воевать в Арктике собралась, порты глубоководные и прочие новинки обещает. Даже в маленькой Дании озаботились вопросами деления арктического пирога по принципу «чье/где».

А политика как не трудно заметить определяет во многом и экономику. Ели в чем-то есть политическая заинтересованность – как правило находятся и экономические инвестиции.

Итак, что же вообще нам обещают и чего можно ждать в высоких широтах?

Дрейфующие судовые станции

Впервые эта идея была выдвинута в середине XIX века российским океанографом Николаем Шиллингом, реализована Фритьофом Нансеном, совершившим в 1893-1896 гг. на борту судна «Фрам» дрейф через Арктический бассейн. В сороковые годы прошлого столетия практически одновременно с папанинской станцией СП-1 в Северном Ледовитом океане работала экспедиция на борту советского ледокольного парохода «Седов», попавшего в вынужденный дрейф в море Лаптевых. Год назад, повторить дрейф «Фрама» вморозили яхту «Tara» (http://www.tara-arctic.ru/) с международным экипажем, сетевые дневники с которой на русском языке прекратились на дате 5 марта в связи со сменой персонала и отъездом Виктора Карасева.

Идея постоянно действующих судовых дрейфующих станций выдвигалась и в СССР, и в других странах, но не получила практического развития. (Подробнее эта тема рассматривается в книге А.Арикайнена, «Судоходство во льдах Арктики»).

Еще в 1995 году президент карельского Морского историко-культурного центра и клуба морских путешественников "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев представил первый проект своего арктического челнока многоразового использования для проведения научного дрейфа в Северном Ледовитом океане российскому комитету "ЭКСПО-95" и был поддержан Артуром Чилингаровым, президентом Ассоциации полярников России. Вторая же версия вообще представляет собой новое слово даже в этом новом классе судов и разрабатывалась учеными Карельского научного центра РАН с участием КБ «Восток» ЦНИИ технологии судостроения, Государственного космического НПЦ им. Хруничева и НПО им. Лавочкина. Рабочее название проекта получило название «Полярные Одиссеи».

В производстве запланировано задействовать более чем 40 летний опыт строительства немагнитных тральщиков на древесной основе завода «Авангард», что должно создать благоприятные условия для быстрой подготовки к серийному выпуску 3-5 композитных судов. Расчетный срок строительства корпуса головного судна 1,5-2 года. Оценочная стоимость проекта - 2,5 млн. руб.

Что же такое, этот «Полярный Одиссей»?

Длина проектируемого судна - 50 метров, ширина - 13,5 метра, высота 8,5 метра, осадка 5 метров, водоизмещение 1250 тонн. Челнок рассчитан на 35 человек, включая экипаж и полярных исследователей. Корпус судна яйцеобразной формы будет иметь деревянную клееную обшивку из сосны и дуба в четыре слоя толщиной 500 миллиметров, защищенную стальными пластинами толщиной 5 миллиметров из маломагнитных материалов, что необходимо для работы оборудования. Древесина – лучший материал для таких станций, потому что она лучше сопротивляется сжатию льдами, прекрасно сохраняет тепло и не нагревается от солнца. В центральной части расположится специальная шахта, откуда можно опускать под воду различное научно-исследовательское оборудование, в том числе батискаф и даже подводного робота. Автономность жизнедеятельности - три года.

Первая ДПС может сойти со стапелей в 2008 году.
АТОМФЛОТ
Аббревиатура СМК (Северный морской коридор) – Northern Maritime Corridor - все чаще фигурирует в документах Евросоюза. Эта новая программа ЕС, финансируемая программами Интеррег III, Северное море и Северная Периферия, обозначает транспортный коридор между российским Севером и континентальным побережьем Европы. Проект включает в себя 20 регионов в девять государствах, расположенных на побережье Северного и Баренцева морей. Развитие портов Мурманск и Архангельск, а также новых на севере России может стать альтернативой перегруженным портам Балтийского моря. Движущей силой региона будет естественно разработка нефтегазовых проектов.

Для его поддержки и развития запланировано следующее: продление срока эксплуатации существующих атомоходов со 100 до 150 тысяч часов, ввод в строй в 2008 году после модернизации атомохода «Сибирь» на замену выработавшей свой ресурс легендарной «Арктике», а затем - строительства универсальных атомных двухосадочных ледоколов нового поколения типа ЛК-60Я. Плюс один атомоход-лидер проекта ЛК-110Я. Плюс линейные дизельные ледоколы проекта ЛК-25. Плюс ЛК-18 (цифра в названии проектов обозначают планируемую мощность в МВт).

Общее же количество новинок ледокольного флота для осуществления перевозки прогнозируемых объемов к 2015-2020 году должно составлять: три универсальных атомных ледокола типа ЛК-60Я, четыре дизельных линейных ледокола типа ЛК-25, три дизельных ледокола-снабженца типа ЛК-18, два дизельных вспомогательных теплохода для "Норильского никеля" и четыре портовых ледокола для портов Архангельск и Диксон.

ЛК-60Я - новый тип ледокола с атомной энергетической установкой, с переменной осадкой, заменяющий одновременно и ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Проектируется новый ледокол на минимальную осадку 8,5 метра, а для осадки на большую глубину будет приниматься жидкий балласт. Маневрируя балластом, ледокол сможет работать как на мелководных, так и на глубоководных участках, имея проектную ледопроходимость 2,9 метра, что позволит ему обеспечить гарантированную навигацию в западном районе Арктики. Ядерная установка позволит работать 4-5 лет без пополнения топлива.

В планах все конечно красиво. Деньги в бюджете до 2010 года предусмотрены и выделяются. Но помимо ледокольного флота существует потребность в модернизации портовых хозяйств, гидрографической службы и прочей инфраструктуры СМП, что весьма на руку политкорректному Евросоюзу. В докладе-анализе по российскому атомному флоту в частности упоминается, что все тот же Интеррег III изыскивает возможности изменения статуса СМП вместо российских внутренних вод - на международный.

А еще есть такая миротворческая организация, как НАТО, которая объединяет совсем не коллекционеров бабочек. На саммите в Риге НАТО впервые за 15 лет публично обозначило Россию как врага, а контроль над ее энергоресурсами как стратегическую цель. Перед самим саммитом американский сенатор-республиканец Ричард Лугар заявил, что НАТО следует готовиться к «энергетическим угрозам» со стороны Москвы. Прошлогоднее повышение цены на газ для Украины он приравнял к «вооруженному нападению» и призвал в случае подобного «шантажа» против членов НАТО применить ст. 5 устава альянса. Лугар предлагает готовиться к нему заранее и сделать легендой ближайших военных учений «помощь стране, пострадавшей от энергетического шантажа». Правда на следующий день генсек альянса Яап де Хооп Схеффер удивлялся: «Не понимаю, почему Россия так боится приближения демократии к ее границам. Единственное, что несет с собой расширение НАТО, это стабильность и демократия».

Заявление Лугара он не комментировал, хотя перед саммитом подтвердил, что энергетическая безопасность станет одной из его главных тем и что альянс обязан внести «вклад в мировой энергодиалог». Г-н Схеффер даже пояснил, каким образом НАТО это сделает: «Мы повысим боеготовность нашего экспедиционного корпуса, оперативность наших военно-воздушных, сухопутных и морских сил. Будет существенно улучшена оснащенность нашей стратегической транспортной авиации. Для сил, размещенных на театре боевых действий, будут приобретаться новые, более совершенные системы, включая системы ракетной защиты».

Как показывает мировая история, призывы к миру действительно убедительнее всего звучат с броневика или бронепоезда. Какие же убедительные аргументы «дружить семьями» создаются в России?
КСФ
В соответствии с планами, озвученными главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Масориным, в течение ближайших двадцати лет флот должен получить шесть полноценных авианосных ударных групп, каждая из которых будет включать в себя авианосец, силы сопровождения и вспомогательные суда. Три АУГ будут базироваться на Северном, три - на Тихоокеанском флоте. Такая численность флота позволит постоянно держать на боевом дежурстве два авианесущих корабля, еще два будут находиться в боевой готовности и два - проходить ремонт или модернизацию.

До этого времени планируется ввести в состав флота первые серии боевых надводных кораблей нового поколения, предназначенных для сопровождения авианосцев, борьбы с авиацией и подводными лодками.

Плюс естественно подводный флот. Сверхтихие «Лады», загадочные «глубоководные спасательные ПЛ», ну и конечно же 955 проект, «Борей». Подводные крейсера, про которые очень точно подмечено парадоксальным выражением: «Если в период службы ракетоносцев проекта 955 и 955А их не придется использовать по прямому назначению - то можно будет сказать, что свою задачу эти корабли эффективно выполнили».

Кстати о ВМФ: совершенно случайно попался полный текст «Прощайте скалистые горы». Кому как, а мне было очень интересно узнать полностью историю Рыбачего:
"ПРОЩАЙТЕ СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ"

Слова Н.Букина Музыка Е.Жарковского

Прощайте, скалистые горы!
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий -
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
как море мертво без меня.
Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.
Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий -
Родимая наша земля!

К слову о героях:
Вполне может случится так, что августовский выпуск подводников повторит судьбу предыдущих листов к 100-летию отечественного подплава. Спрос на нее был ажиотажный, так что лучше наверное запастись материалом пока есть. Тем более, что город Гаджиев получил свой специальный штемпель, а юбилеев у подводного флота тоже в общем то хватает, и отмечены они в почтовых выпусках скажем так – весьма скудно.

Исправим положение? :)
Адмирал Колчак
Если посмотреть выпуски советской почты посвященные полярным исследователям, то складывается мнения, что в СССР было «назначено» два основных героя: лейтенант Седов и командор Беринг. В принципе, это понятно. Такие исследователи Арктики, к примеру, как Колчак – прежде всего воспринимались как враги советской власти, а уж потом – национальными героями. Сейчас к счастью «врагов и героев» не назначают, каждый сам определяет свое отношение к истории. И про Колчака уже снимают фильм, с уже хоть и примелькавшемся на экране Хабенским, но актером тем не менее отличным.

Выдержка из описания:
«Адмирал Колчак», режиссер - Андрей Кравчук.
«Картина рассказывает о судьбе и трагической гибели полярного исследователя, боевого офицера, а впоследствии адмирала флота и Верховного правителя России Александра Васильевича Колчака.

Сценарий фильма охватывает время с 1890-х годов XIX века до расстрела адмирала в Иркутске в 1920 году, включая полярные экспедиции, Русско-японскую войну на море, оборону Порт-Артура, Первую мировую войну. Поэтому география съемок очень обширна — от Москвы, Севастополя и до Иркутска».

http://blogs.mail.ru/mail/p.s.l/7F300D673B471C6A.html
И продолжая тему героев “Советского  времени”:
Если с офицерами понятно, то расклад по более отдаленным событиям несколько другой.

Великая Северная экспедиция, размах проведения которой силами одного государства до сих пор остается практически самым крупным в мировой истории, имеет массу своих полузабытых героев. Берингу повезло с родословной, расписанной где/когда и сохраненной. Есть что праздновать и где отметить. Многие же другие до сих пор имеют записи дат рождения и смерти вроде «около 1700 – после 1770». Ну какой может быть юбилей с такими данными? Представляете себе штемпель: «Примерно 300 лет со дня рождения. Москва. Главпочтамт»?

Упрощенный доступ к историческим архивам и появление Сети весьма поспособствовали развитию историков-энтузиастов. Восстановлены имена и облики Прончищевых – Василия и Татьяны, которую считали Марией. Любому можно посмотреть электронную копию одного из рапортов, описывающих плавание и открытие Аляски Гвоздевым. И наконец, более определенными стали даты рождения и смерти такого легендарного человека, как Семен Челюскин. Тихое упорство, с которым он в тяжелейших условиях проделал громадную работу, вполне соответствует его же девизу «Начатое должно свершится». Заметьте: ни что нибудь вроде "воимя славы и укрепления" или "честь, долг и т.д.", а просто, "раз взялся - надо сделать".

Естественно – есть разные мнения по дате рождения, но вполне убедительной можно считать 1707 год. И вот мое личное мнение: пока историки уточняют, уж лучше сейчас отметить 300-летие Челюскина, чем опять все забыть из соображений «абсолютной исторической достоверности».

Ну и в любом случае – 300 лет ему уже точно «стукнуло».

Так что, С Днем рождения, Семен Иваныч! :)

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.