Выпуск №3. 5 июля 2007

Обсуждение этого выпуска на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=17

«Ледовая разведка»«То Самое» заседание 2 мая на борту атомного ледокола «50 лет Победы», давшее результат в виде создающегося Арктического Совета вполне может лебединой песней ледовой разведки.

Широко известный Сергей Иванов, ныне вице-премьер правительства РФ поднял вполне логичный и правильный вопрос о необходимости дальнейшего развития и эффективного использования возможностей космических систем в Арктике. Но как говорится, «начали за здравие, а кончили за упокой»:

«Здесь, на борту ледокола «50 лет Победы», стоит система ГЛОНАСС. Она уже должна стоять на всех судах, государственных как минимум. И кроме этого, на сегодня прозвучало – авиаразведка. Нам уже не нужна авиаразведка на трассе Севморпути, это все обеспечивает космос: и толщину льда, и полыньи – все это в режиме реального времени должен давать космос».

Вопроса о том, должен такие данные давать космос или не естественно не стоит, конечно должен. Но вот стоит ли при этом немедленно ликвидировать авиаразведку – еще вопрос. Опыт замены ракетами авиации, поставленный еще в СССР видно не многому научил.

Источник: "Морские Вести "http://www.morvesti.ru/slog/mvr-arj/2007/5/0.asp

Дополнение 05-07-2007 от padsee: История и люди ледовой разведки в книге: Стругацкий Владимир, «Впереди — ледовая разведка»

Аннотация издательства: «Мы работаем, а доля риска — как плата за то прекрасное и удивительное дело, которым нам выпало счастье заниматься», — эти слова могли бы повторить многие герои новой книги Владимира Стругацкого — ледовые разведчики, прославленные полярные летчики, исследователи Северного полюса. О людях, привыкших к риску, прокладывающих дорогу другим, рассказывает эта книга».

«Антарктические сказки» "... Или история о том, как адмирала контра-адмирал Папанин адмирала Бэрда побил, в земле далекой Антарктиде, в году 1947."

Тема «срывания покровов с загадок истории» естественно не могла не коснутся высоких широт. И если то, что насочиняли про «Точку-36», более известную как дрейфующая станция «Северный Полюс - 2», подается как «сенсационное разоблачение кровавого режима», то это повествование скорее можно отнести уже к «героическому эпосу». Кусочки разнообразных фактов из событий шестидесятилетней давности складываются в причудливую мозаику, в которой есть все: и секретные базы III рейха, и «корабли-призраки», и глобальное противостояние, и даже краснозвездные летающие тарелочки – «скиммеры».

Автор не обделен писательским талантом. И если не воспринимать этот труд всерьез – вполне можно почитать.

Александр Бирюк. "Великая тайна уфологии. Часть 3: Антарктида" на zhurnal.lib.ru

«Арктика Антарктика филателия»Сайт Игоря Капустина, который несомненно известен многим, и тем не менее должен быть упомянут. Труда в него вбухано немало. И сколько угодно можно говорить о нечастых обновлениях сайта. О том, что многие разделы представляют собой «выставку достижений в коллекционировании» без расшифровок что-где-как и почему. И о неточностях в описаниях там где они есть, но! Один важный факт сводит все аргументы на нет: этот сайт есть, работает и привлекает людей к полярной почте. По крайней мере слышали о нем практически все коллекционеры, а не только «узкотематические полярники».
А уж сколько людей вернулось к заброшенному было увлечению благодаря этому сайту – теперь узнать наверное трудно.

http://www.ivki.ru/kapustin/index.html«А люди – пишут…» И опять о книгах, и опять о сети. Если в прошлый раз давалась ссылка на заметки участника 24-САЭ Бориса Рыскина, то сегодня из недр «сетевого самиздата» вынырнули дневники журналиста Лазаря Константиновича Бронтмана, которые велись с 1932 г. по 1947 г. Из аннотации к заметкам, которые опубликовал внук Лазаря Константиновича:

«За свою долгую журналистскую жизнь Л.К. Бронтман участвовал в автопробеге Москва-Каракумы-Москва, путешествовал в Арктике на ледоколах, вместе с коллегой И.Виленским стал первым журналистом в мире, побывавшим на Северном Полюсе с экспедицией Папанина. Уникальность дневников в том, что они писались в стол, для себя, сохранили аромат того времени, содержат тысячи уникальных эпизодов, нигде ранее не публиковавшихся».

И кстати, в тех же дневниках есть одна строчка, прямо продолжающая выпуск:
« Надо вспомнить отлет Леваневского 12 августа 1937 года…»

http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik14.shtml

«Тайна третьего перелета» Чкалов, Громов и их экипажи навсегда остались в истории, как первые люди проложившие авиатрассу через полюс. Леваневский навсегда остался в истории, как человек первым в СССР выдвинувший идею трансполярного перелета и погибший при ее осуществлении. Загадка гибели самолета Н-209 вот уже 70 лет не дает покоя исследователям, порождая новые гипотезы и предположения. Но это все теория, а факты просты и упрямы: первый перелет на АНТ-25 в 1935 году был неудачным, второй в 1937 – окончился трагедией. А спасательная операция, длившаяся около года результатов не принесла никаких, нельзя было даже ответить твердо и однозначно – «в этом квадрате самолета не было».

Интересно, что почта и филателия тесно связана с обоими перелетами Леваневского. Как известно, к первому перелету в 1935 году сделали надпечатку на марке из серии «Спасение Челюскинцев», теперь это один из самый известных раритетов почты СССР. Марка с надпечаткой предназначалась для оплаты почтовой корреспонденции, которую АНТ-25 должен был доставить в США и имела одну малоприметную подробность: портрет летчика обрамляли не знаки славы, а знаки траура - лавровая и миртовая ветви. Известно также, что не смотря на поломку в двигателе самолета Леваневский развернул машину обратно только после прямого приказа руководства, а почту отправили обычным путем или вернули отправителю. И вот, 12 августа 37 года: опять груз почты. И опять часть него – с этой маркой, теперь уже предназначавшейся в качестве подарка. Самое время сказать зловещим и трагическим голосом: «На этот раз мистические предсказания маленького кусочка перфорированной бумаги сбылись», но это для людей впечатлительных и с тонкой душевной организацией.

Конечно же, марка здесь не при чем. Самолет не был готов к перелету. Экипаж не был готов к перелету. А Леваневский, человек с характером жестким и тяжелым, второй раз вернутся с пути просто уже не мог.

«Я пойду до конца…»

Костарев Евгений Юрьевич: «Тайна третьего перелета, или цейтнот Леванеского»

«Те, кто боролись за свободу» 3 июля 2007 года власти Эстонии окончательно узаконили перенос памятника Советскому Солдату. Торжественно сыграл оркестр, возложили два венка и подвели итог: «так надо!».

Дальше идут два сугубо личных мнения.

Первое – это мое. Не знаю кто и как воспринимает все эти события, но вот на мой взгляд – с одной стороны было всем продемонстрировано: можно смачно и цинично плюнуть в сторону России и ничего не будет. И нечего разводить разговоры об «укреплении позиции РФ в мире», кто где главный – смотрите сами. А с другой стороны – руководство РФ просто утерлось, пискнуло «куда же смотрит милиция?» «почему молчит Евросоюз?» и подтвердило это «заявление действом» эстонской стороны.

Второе мнение – из сетевого дневника зимовщика 33 САЭ:

«…А это это - ленинградцы, будущие питерцы (Молодежная, Антаркида, 33 САЭ 1987–89 гг.). Они держат флаг эстонского Народного фронта. В их поддержку. Мы тогда думали, что выйдут ребята из состава Союза, будет лучше и им, и нам. И помогали им в этом. На вопрос, чем вы будете жить, если останетесь одни, Энн отвечал, что будем производить и продавать сельхозпродукцию. И только несколько умных людей были проитв их выхода.

Интересно, взли бы в руки флаг Rahva Rinne эти люди сейчас? Я бы - нет.
Сейчас, после вакханалии, которую устроили эстонские власти по поводу демонтажа памятника советским воинам, я с трудом сдерживаю злость. Вы свободны, вы ушли спокойно, вам почти не пришлось бороться за свою свободу, потому что мы были за вас.
Не преуменьшайте нашей роли в вашей свободе.

Несколько лет у меня в душе тяжелый осадок. Такое чувство, что тебя использовали и над тобой же глумятся…»

Полностью здесь: http://polar-bee.livejournal.com/69257.html#cutid1

 

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.