Архив старых выпусков: №2. Июнь 2007

Обсуждение выпуска на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=2По сводкам синоптиков...22-е июня и 9-е мая - два дня, когда невозможно не вспомнить о Великой Отечественной Войне.

В 1976 году, в издательстве "Гидрометеоиздат" вышла книга, посвященная такому малоизвесному эпизоду войны, как работа военных синоптиков.

Каневский З.М. «Цена прогноза». Аннотация издательства: «Автор Зиновий Михайлович Каневский, в прошлом географ-полярник, в своей книге рассказывает о значении прогноза погоды и его роли во время Великой Отечественной войны в Арктике, о том, какой ценой давались в то время метеорологические и ледовые сведения, о борьбе наших полярников и героев датского Сопротивления с секретными немецкими метеостанциями.»

Читается легко и с большим интересом. В бумажном виде найти ее сейчас практически невозможно, а вот в электронном стала она вполне доступна благодаря сетевому проекту "Военная литература" militera.lib.ru.

http://militera.lib.ru/memo/russian/kanevsky_zm/title.html

Особенности национальной почтыНекоторые страны обладают своей почтовой специфичностью, которой можно в каком-то смысле считать "фирменным стилем". Например - художественые маркированные конверты, столь широко применявшиеся в СССР, а теперь в России - практически не используются больше никем. Зато у нас например совершенно не используются аэрограммы. Полярные конверты США зачастую украшены либо каше увеличенного размера, либо самоклеящейся эмблемой - по виду получаются как бы аналоги служебных конвертов ААНИИ.

Очередная разновидность полярной почты, применяемая в австралийской и новозеландской антарктической филателии - «полярограммы». Вот что пишут о них на сайте «Shades Stamp Shop Ltd» (Новая Зеландия):

"Авиа-полярограммы — это яркая деталь Антарктической филателии. Этот термин - сочетание двух слов, "Аэрограмма" и "Полярный", и описывает легкое почтовое отправление: авиапочтовую карточку с привлекательным полярным сюжетом на адресной стороне. Сегодня многие компании выпускают "Полярограммы", которые продаются в различных местах, например в Антарктических Туристических Центрах, штаб-квартирах Антарктических Программ и на некоторых антарктических базах."

Вот с чем безусловно можно согласится так это с "яркостью детали", почтовые сувениры получаются весьма приметные. Сложно сказать о полярниках, но туристы уж точно должны расхватывать, расштамповывать и рассылать всем родственникам и знакомым. "Privet iz Antarctida" - картинка с ледоколом, марка с пингвином, штемпель с датой. И причем - все сам! Купил, наклеил, погасил - и это уже не просто открытка из судового ларька, а настоящий полярный сувенир!

Образцы чистых "полярограмм" можно посмотреть там же, на сайте Shades Stamp Shop Ltd.

Арктический танкер "Михаил Ульянов"8 июня "стартовал" еще один арктический проект отечественного судостроения. На "Адмиралтейских верфях" Санкт-Петербурга был заложен арктический танкер "Михаил Ульянов". Строительство судна пойдет весьма быстрыми темпами - в августе будущего года танкер планируют спустить на воду, а спустя еще полгода передать "Северному коммерческому флоту". Причина такого ударного труда проста - маршрут танкера проляжет к арктическому месторождению "Приразломное", где геологи обнаружили огромные запасы нефтесодержащих продуктов.

Арктический танкер проекта Р-70046 водоизмещением 70 тыс. тонн (заводской номер 02750) является головным в серии челночных танкеров усиленного ледового класса арктического назначения с новым принципом движения, обеспечиваемым винторулевым комплексом "Азипод". Разработка велась совместными усилиями финского конструкторского бюро "Arker Arktic Technology" и специалистов инженерного центра ФГУП "Адмиралтейские верфи". По проекту 257-метровый танкер должен самостоятельно ломать лед толщиной до 1,2 метра, не теряя при этом скорости в 3 узла, с одинаковым успехом двигаясь вперед и кормой, и носом.

Вертолетная экспедиция на Южный полюс Интервью с А.Н.Чилингаровым по поводу вертолетной экспедиции на Южный Полюс в январе 2007 года, запись эфира радиостанции "Эхо Москвы" от 16.01.2007. Можно просто почитать, а можно скачать запись и послушать. Надо сказать сразу: восприятие стенограммы и "живой беседы" достаточно рознятся, тональность разговора все таки помягче. Складывается впечатление, что журналист ответов просто "не слышал". В интервью достаточно достаточно понятно обьяснялись такие животрепещущие для обывателя вопросы, как: "за чей счет извините весь этот банкет?", "почему звонили нашему президенту с американского телефона? совсем страну разворовали?!" и "неужели денег девать некуда, только начальство на полюс катать?!", но ведущий программы ответами удовлетворен не был. Наверное ожидал каких-то сенсационных признаний.

Возможно, какие-то вещи в интервью действительно не очень понятны человеку далекому от полярной темы, например "зачем России Антарктида?", но ведь это уже совсем другая тема. Что же касается непосредственно вертолетной экспедиции, то Артур Николаевич Чилингаров рассказал о ней хорошо, понятно и подробно.

http://www.echo.msk.ru/programs/svoi_glaza/48924/

Дрейфующие ледовые острова или "Почтовая история и жизнь Советских Дрейфующих Станций в Северном Ледовитом Океане". Выпущена Ассоциацией "Grande Nord" в 1998 году, языки - итальянский, английский.

В том, что зарубежные коллекционеры давно активно пишут историю почтовых сувениров советской Арктики нет ничего удивительного. Каталог штампов советских полярных станций составляли немцы, выпускали румыны, начинали писать в Норвегии. Ксерокопии его при желании можно найти, несмотря на ужасное качество - все таки единственный систематизированный каталог штемпелей советских зимовок. Но эта книга - что то особенное. Кропотливый труд проделанный авторами дает полнейшую информацию о марках, служебных и простых конвертах, спецгашениях и сопроводительных штемпелях посвященных всем дрейфующим станциям СССР "Северный Полюс". Естесвенно не забыта и история, насколько это было возможно сделать в рамках одной книги и основываясь на таких источниках, как "материалы периодической печати СССР, данные разведывательного управления США и личная переписка". Некоторые факты действительно малоизвестны у нас, например история охоты американских военных за остатками СП-8.

Книга написана с большой теплотой и уважением к истории СП и людям, эту историю создававшим. По крайней мере такой специфический термин как Poljarnik расшифровывается, но употребляется неизменным.

События МПГ 2007/08Ну а пока идет подготовка к созданию очередной полноценной станции "Северный Полюс - 35", с атомохода "Россия" была высажена сезонная дрейфующая станция. На льдине 200 на 1000 метров девять полярников будут трудиться приблизительно до сентября. Далее ученых должен забрать научно-исследовательское судно "Академик Федоров", которое под проводкой ледокола выйдет в восточный район Арктики и откроет СП-35. Кстати, две предыдущие станции - СП-33 и СП-34 были созданны именно так. Атомоход "Арктика" выводил "Академика Федорова" в необходимую точку, с которого и производилась выгрузка.

Антарктида. Мирный. 24 САЭРыскин Борис Александрович: «Антарктида, или записки бывшего в употреблении радиоинженера системотехника». Очень своеобразные миниатюры из жизни полярников "Мирного" в 24-й САЭ. Яркие, образные и с неподражаемым чувством юмора.

«... Меня буквально распирало рассказать родным и близким, что значит зимовать тут, в Антарктиде.
Казалось, я смогу наговорить это легко и просто.

Мне хотелось передать словами этот ошеломительный размах чувств от смертельного напряжения, усталости, нагрузки до состояния "заново родиться", которое охватывает всех причастных к выживанию.
А такие события тут случаются едва ли не каждый день.
Как словами передать радость жизни, которая охватывает любого от великолепия красок неба, моря, ослепительной яркости солнца после мрачного урагана, который переворачивает бульдозер и обращается с человеком как с бумажным фантиком?.»

http://world.lib.ru/r/ryskin_b_a/

 

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.