Архив старых выпусков: №1 Июнь 2007

Принципиально меняется формат заглавной страницы: выборочное представление исключительно новостных событий в виду нечастого обновления и легкодоступности информации из других источников заменяется "журнальной структурой". С периодичностью раз в семь-десять дней планирются выпуски с выборочным обзором событий прошедших и готовящихся, обзором новых или малоизвестных близких по тематике сайтов, а также других материалов достойных упоминания.

Обсуждение выпуска на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=18

Картины из истории службы Сибирского казачьего воискаВ истории России как-то упускают из вида один примечательный момент: освоение Сибири. Все знают о первых походах Ермака с целью «очистить землю Сибирскую и выгнать безбожного хана Кучума» в 1581 и открытии крайней восточной точки Евразии в 1648 Семеном Дежневым. А теперь посчитайте, сколько лет понадобилось "казакам и людям служивым" для освоения этого огромнейшего пространства? 70 лет, если особо не придираться. Приблизительно в те же года европейцы начинают осваивать Северную Америку, описывают реки и озера, совершают походы - но не так дерзко и стремительно. Аляску все таки открыли "с другой стороны", да и то - почти через сто лет.

Так вот, очередные сетевые раскопки привели к интересному альбому по сибирским казакам. Из "тематических" есть акварели и по ямской службе казаков, и по строительству сибирских крепостей - основный форпостов исследования Сибири и Дальнего Востока.
Альбом состоит из 21 акварели (всего было 27 подлинников ) художника, этнографа и писателя Н. Н. Казарина, который длительное время жил в Сибири и Средней Азии как солдат, а затем как летописец местных событий. Альбом предназначался в подарок будущему императору Николаю II "самому августейшему атаману" и был подарен ему летом 1891 года, когда он возвращался через Сибирь из поездки на Дальний Восток России. Его главная тема касается казацкой народной истории восточнее Урала, начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582 году и продолжая другими событиями из трехвековой истории.
http://international.loc.gov/cgi-bin/query/f?mtfront:0:./temp/~intldl_cJZB:

Новобранцы  "Атомфлота"Развитие атомфлота набирает обороты. Помимо запуска ледокола "50 лет Победы" в апреле 2007 произошло еще два немаловажных события, а именно: на северодвинском заводе "Севмаш" был выведен из 55-го цеха в осушенный бассейн другой "долгостроевец", новый ракетный подводный крейсер "Юрий Долгорукий" (класс "Борей") - это раз. После постановки АПЛ к достроечной набережной начнется этап швартовых испытаний, который планируется завершить в октябре 2007 года. Далее начнется этап заводских ходовых испытаний. И второе: пока общественность взвешивает за/против и "зачем?", в Северодвинске была заложена первая в мире атомная плавучая электростанции (несамоходная плавучая АЭС должна быть готова в мае 2010 года).
С коллекционной точки зрения второе событие несколько более интересно - скорее всего плавучие АЭС получат свои штемпеля, а вот "Долгорукий" - вряд ли. Для сравнения можно заметить, что практически все АПЛ США имеют свой собственный именной штемпель, а перепиской с "гражданскими" заведует "специально обученный" офицер по связям с общественностью. Процветает также и традиция изготовления сопроводительных каше к каждому более-менее знаменательному событию из истории АПЛ. В результате всей этой почтовой доступности можно проследить по письмам практически всю историю ВМФ США, а среди коллекционеров давно образовалась тематическая категория "История ВМФ". И причем, довольно обширная, на аукционе e-bay ей выделен отдельный раздел.
источник: "Новости Военно-Промышленного Комплекса (ВПК)"

"Транспорт Антарктиды" на photofile.ruЕсть такой замечательный ресурс в сети - photofile.ru, куда любой желающий может выложить свои фотографии на всеобщее обозрение. Так вот, один из таких альбомов называется просто и незатейливо: Транспорт Антарктиды, февраль 2006 г. В описании ничего не сказано кто это снимал и зачем, но подборка отличная. "Академик Федоров", ИЛ-76ТД и Ан-2 забытых годов. Современные снегоходы и тягачи, которые ходили к Полюсу Недоступности еще во второй КАЭ - все в перемешку. Только собачьих упряжек не хватает. :)
Качество снимков - очень приличное.

Первый трансполярный.18 июня 2007 года исполнится 70 лет первому трансполярному перелету СССР-США, примечательному во всех отношениях.
Во-первых: у него есть свое название, "принудительно забытое" в 60-х годах, а именно - "Сталинский маршрут". Эта надпись появилась на борту самолета после успешного завершения пробного полета Москва-Камчатка, ее же могли прочитать "русифицированные" американцы после посадки самолета в США.
Во-вторых: пилотировали самолет не полярные летчики, а военные испытатели. Причем, командир экипажа уже был широко известен, и не только в СССР, как ас-истребитель.
В-третьих: самолет хоть и создавался с целью побития существующих рекордов в дальности, но в целом представлял собой прототип дальнего бомбардировщика.
В-четвертых: это был не самостоятельный полет, а часть глобальной рекордно-перелетной программы. По первоначальному плану стартовать должны были две машины с небольшим разрывом по времени и совершить одновременную посадку на аэродроме в США. Далее, спустя месяц должен был состоятся третий перелет, уже с практической пользой - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик должен был доставить в США груз почты.

Уже наверное понятно, что речь идет о самолете АНТ-25 и экипаже Чкалов-Беляков-Байдуков. Торжества по поводу юбилея первого трансполярного перелета пройдут 23 июня в Чкаловске и Нижнем Новгороде, для коллекционеров будут доступны специальные юбилейные конверты музея Чкалова и сопроводительный штемпель.

Музей И.ПапанинаПочтовые новости мая:
Среди "музеев-почтовиков" пополнение, свой штемпель получил теперь и музей И.Д.Папанина в Бороке.

№ 77ш-2007. Дом-музей И.Д.Папанина.
Дата гашения - переводной.
Место гашения - Борок Ярославской обл. 152742.
Тип гашения - постояннодействующий.
Изготовлено фотополимерным способом.

"Россия" в Арктике21 мая атомоход "Россия" отправился в экспедицию, которая может существенно повлиять на дальнейшее развитие арктического бассейна. Речь естественно идет о пресловутом континентальном шельфе, определении его границ и очередном доказывании, что эта территория - наша.
Если описать проблему в двух словах, то дело в следующем: 20-е годы прошлого века Арктика была поделена до полюса на пять секторов, так появился знакомый со школьной парты пунктир "отсюда и до полюса". Но как то постепенно выяснилось, что на шельфе северных морей таится до четверти всех углеводородных запасов планеты и секторальный принцип начали естественно подвергать сомнению, щедро оставляя наследнику СССР традиционную 200-мильную прибрежную зону. В США, естественно - оплоте мира и демократии, зампред сенатского комитета по иностранным делам Ричард Лугар называет это действо красивыми словами времен холодной войны: "необходимо противостоять претензиям Москвы на полярные энергоресурсы".
Конвенция по морскому праву позволяет снять этот острый вопрос и на совершенно законных основаниях расширить свою 200-мильную зону, но при одном условии - если мы докажем, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением российской суши. Пять лет назад аргументы России были признаны специальной комиссией ООН неубедительными. Теперь предстоит это доказывать повторно.

Также экспедицией будут проводится предварительные работы по организации станции "Северный Полюс - 35"

"Москва" в Санкт-ПетербургеЕще одно знаменательное событие в истории отечественного судостроения: в России опять начали строить неатомные ледоколы.

28 мая сошел со стапелей Балтийского завода первый дизельно-электрический ледокол, построенный в России за последние 32 года - «Москва». В СССР традиционными строителями неатомного флота были финны. На осень запланированы испытания в Балтийском море.
Ледокол представляет собой двухпалубное судно, на котором предусмотрена площадка для приема вертолета типа Ка-32 или Ка-226. Водоизмещение около 10 тыс. тонн, длина — 116 метров, ширина — 26,5 м, осадка — 8,5 м, скорость хода на чистой воде — 17 узлов. Корпус ледокола рассчитан на толщину проходимого льда более 1 метра - такие характеристики оптимальны для использования судна в акватории Финского залива.
Заказчиком строительства стало ФГУП «Росморпорт». Как ожидается, судно станет работать в порту Приморск близ Выборга, обслуживая пути нефтеналивных танкеров. Позднее к нему присоединится другое подобное судно – ледокол «Санкт-Петербург», который уже строится на Балтийском заводе в рамках того же заказа.

 

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.